Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения детей дошкольного возраста. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребёнка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими.
Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребёнка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Пять шагов для исправления плохого поведения ребенка
1. Установите и сохраните отношения равноправия и взаимного уважения.
2. Определите ошибочную цель поведения ребенка.
3. Помогите ребенку распознать его ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4. Создайте такие условия, при которых его негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
5. Поощрив ребенка, предоставьте ему возможность:
- совершить полезный поступок, осознать свою значимость и достоинство;
- объединить его усилия с вашими и признать, что совместными усилиями можно добиться большего;
- принять участие в каком-нибудь полезном мероприятии;
- получить от сделанного радость и удовольствие;
- научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их разрешению.
Но самое главное, что хотелось бы донести до вас, уважаемые родители, это ваше чёткое убеждение в том, что именно вы являетесь главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Мама и папа должны воспитывать детей и вести себя так, чтобы в любой момент сказать им: «Делайте и поступайте как мы». Только взаимное влияние семейного и общественного воспитания обеспечат необходимые условия для успешного всестороннего развития ребёнка.
Тест «Искусство жить с детьми»
Ответы: да (2 балла) , иногда ( 1 балл) ,нет- 0 баллов.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2. Говорит ли ваш ребенок с вами «по душам», советуется ли с вами по «личным вопросам»?
3. Интересуется ли он вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?
7. Есть ли у вас с ними общее хобби, занятие, увлечение?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9. А в «детских праздниках» - предпочитают ли, чтобы вы были с ними или играют на них без взрослых?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, просмотренные фильмы, передачи?
11. Бываете ли вместе в кинотеатрах, музеях на выставках и концертах?
12. Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах, отдыхе на природе?
13. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?
Результаты: более 18 баллов - отношения с детьми можно считать благополучными; от 10 до 18 баллов – удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, нужно дополнить, улучшить; менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.
Рекомендации по профилактике девиантного поведения дошкольников
«Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и поведение». Э. Фром
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом. Если это игра – предложить ребёнку выбор роли и т.д.
4. Поощрение: очень важный способ воздействия, активизирующий дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: должно применяться крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию вообще недопустимо; осуждение негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и очень необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения.
Рекомендации родителям:
- чаще обращайтесь к ребенку по имени;
- ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
- не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
- откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
- не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
- старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
- будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
- не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
- обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Рекомендации для родителей по снижению и устранению детской агрессивности
Агрессивность – склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения.
1. Нащупать все «болевые» точки в семье;
2. Нормализовать семейные отношения;
3. Нельзя внушать ребенку, что он плохой, так как отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у ребенка;
4. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких;
5. Любить ребенка со всеми его недостатками;
6. Требуя чего-то, учитывать возможности ребенка, а не то, что бы вам хотелось видеть;
7. Пытаться погасить конфликт в «зародыше», направляя интерес ребенка в другое русло;
8. Дать понять ребенку, что он любим всеми;
9. Научить его общению со сверстниками;
10. Всегда помнить, что и слово может ранить ребенка.
Источник: https://znanio.ru/media/rekomendatsii-po-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-doshkolnikov-2548295