Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогам

Сотрудничество как фактор профессионального роста педагогов

В психологии выделяют несколько стратегий поведения членов коллектива в совместной деятельности по отношению друг к другу.
К ним относятся:
  • содействие, которое предполагает действенную помощь другим людям, активную поддержку в достижении общих целей;
  • противодействие – совершение несогласованных с другими членами коллектива действий, препятствующих достижению общих целей;
  • уклонение от взаимодействия – избегание взаимодействия, активный уход от него даже тогда, когда обстоятельства требуют взаимодействия.
Возможные ситуации взаимодействия определяются различным сочетанием этих стратегий.
Также выделяются несколько типов взаимодействия.
Сотрудничество предполагает активную помощь друг другу, активное содействие в достижении целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Противоборство – партнеры противодействуют друг другу, активно препятствуют достижению целей (конфликтная форма взаимодействия).
Уклонение от взаимодействия – партнеры избегают активного взаимодействия.
Однонаправленное содействие – одна из сторон совместной деятельности способствует достижению целей другой стороны, уклоняющейся от взаимодействия.
Однонаправленное противодействие – одна из сторон препятствует достижению целей другой стороны, которая уклоняется от взаимодействия.
Контрастное взаимодействие – один партнер активно содействует другому, который активно противодействует.
Компромиссное взаимодействие – в зависимости от ситуации партнеры то содействуют, то противодействуют друг другу. 
В педагогическом коллективе могут встречаться все эти типы взаимодействия.
Для сотрудничества с другими членами коллектива педагог должен обладать следующими умениями:
  • коммуникативными – умение слушать и слышать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, уточнять и развивать мысль собеседника;
  • организаторскими – умение возглавить подготовку дела, планировать работу группы коллег, рационально распределять обязанности, подготовить необходимые условия, контролировать работу коллег, анализировать результаты работы группы;
  • умения поведения в конфликтной ситуации – находить конструктивный выход из конфликта, учитывающий интересы всех сторон.
Признаками сотрудничества в педагогическом коллективе являются соприсутствие участников деятельности в пространстве и времени, наличие общей цели и единой мотивации, рациональное распределение ролей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитателей, согласованность индивидуальных операций в деятельности, получение общего конечного результата.
Источник: Панферов, В. Н. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / В. Н. Панферов. – СПб.: Питер, 2013 – 480 с.

Разделы сайта