В рамках проведения 21 апреля 2023 года районной выставки-ярмарки методических материалов и эффективного педагогического опыта учреждений дошкольного образования Кобринского района «Лучшая методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста», воспитателем дошкольного образования высшей квалификационной категории Дудко Ириной Владимировной была изготовлена интеллект-карта "МАЯ РАДЗІМА БЕЛАРУСЬ"
АННОТАЦИЯ интеллект–карты (полный вариант)
НАЗНАЧЕНИЕ: многофункциональное наглядное пособие для реализации учебных задач образовательной области «Ребёнок и общество», раздела «Основы гражданско-патриотической культуры». Педагогам предоставляется возможность его творческого использования на занятиях, в нерегламентированной деятельности (игровой, художественной, познавательно–практической, общении), помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно–игровой форме.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
«МАЯ РАДЗІМА – БЕЛАРУСЬ”
Подготовка материала: лист ватмана, цветные карандаши (фломастеры, маркеры), клей, картинки по теме.
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
№1. Определение темы, по которой будет составляться интеллект–карта, нанесение картинки в центре ватмана.
- На планете Земля очень много стран (показываем карту). Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей. Какое имя у этой страны? (Беларусь). Это Беларусь – имя нашей родины, где мы родились, живём, ходим в детский сад. Наша Республика Беларусь расположена в самом центре Европы. У всех стран на карте своё очертание. На что похоже очертания нашей Беларуси? (на кленовый листок).
– В нашу страну приезжает много гостей из других стран, в том числе такие же дети, как и вы. Они хотят узнать всё, чем славится наша Родина. Давайте поможем им всё узнать о Беларуси и белорусах. Согласны? А поможет нам в этом «карта памяти», она будет такой большой подсказкой–путеводителем по нашей Республике Беларусь. Как мы назовём карту памяти? (Мая Радзіма – Беларусь).
– В центре карты памяти мы приклеим вот такую картинку: надпись «Мая Радзіма Беларусь” в рамочке с национальным орнаментом (прикрепляем картинку).
№2. Выделение главного, что есть в Беларуси (слова-существительные).
– Что есть у нас в Беларуси? («мозговой штурм» с детьми, при правильных ответах – откладываем нужные картинки). Молодцы! Теперь отобранные картинки разложим по порядку, начиная с верхнего правого угла, добавим не перечисленные вами.
1 ветвь, красная – «Страны–соседи»
– Посмотрите на эту картинку, что на ней изображено? (кусочек карты с надписями стран). Кто прочитает, что на ней написано? (Беларусь, Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия). А почему я взяла вот такую картинку, как вы думаете? (это страны–соседи нашей Республики Беларусь). Правильно, наша Беларусь занимает своё определённое географическое положение на карте мира и рядом с ней есть другие страны-соседи, другие государства. Приклеим картинку и соединим широкой красной дорожкой от центра «карты памяти» к картинке «страны-соседи», напишем на дорожке слово «страны-соседи». Это будет наш первый маршрут.
2 ветвь, зелёная – «Символы»
- Какими важными знаками страны отличаются друг от друга, кроме своих названий и границ? (гербом, флагом). Правильно, Беларусь также имеет свои отличительные государственные символы (показываем картинку). А какой ещё государственный символ есть у нас? (гимн). Когда его исполняют? (выслушиваем ответы детей). Свои государственные символы уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину. Приклеим картинку и соединим широкой зелёной дорожкой от центра «карты памяти» к картинке «символы», напишем на дорожке слово «символы». Это будет наш второй маршрут.
3 ветвь, жёлтая – «Области»
- Наша страна делится на области. Посмотрите на картинку с контуром нашей страны, разделённой на части. Сколько областей входит в состав Беларуси? (6-ть). В каждой области есть главный город - областной центр со своим гербом и флагом. Давайте назовём эти города и названия областей (город Брест и Брестская область и т.д.).Посмотрите, как выглядит герб Минской области? Брестской? (и т.д.). Приклеим картинку «области» и соединим широкой жёлтой дорожкой от центра «карты памяти» к картинке, напишем на дорожке слово «области». Это будет наш третий маршрут.
4 ветвь, розовая – «Национальная одежда»
- У каждой страны есть своя национальная одежда, а у нас, белорусов есть? Посмотрите на картинку с контуром Беларуси и нарисованными на ней людьми. В чём они одеты? (в национальные костюмы). Почему они в разных национальных костюмах? (потому что в разных областях страны были свои особенные отличия в национальной одежде). Тогда что же общего есть в белорусской одежде, чем она отличается от одежды других стран? (узорами, вышивкой, шерстяными и льняными тканями). Правильно! В целом белорусский костюм имеет общие черты по всей стране: белый цвет, красно-черная вышивка, геометрические узоры. Традиционный костюм любого народа создавался так, чтобы в нём было удобно работать, находиться в доме. Народный костюм Беларуси формировался веками и стал признаком и отличительной чертой нашей нации. Приклеим картинку и соединим широкой розовой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «национальная одежда». Это будет четвёртый маршрут.
5 ветвь, голубая – «Национальная кухня»
- Если у нас есть своя белорусская одежда, то, наверное, должна быть и своя особенная белорусская кухня, т.е. особенные блюда, которые готовят белорусы? Вы знаете их? Назовите (бабка, дранікі, халаднік, яечня, налістнікі). Какой овощ является самым главным для белорусов? (картофель). Нашу национальную кухню невозможно представить без блюд из картофеля, самые известные из которых – бабка, драники, клёцки, колдуны, цыбрики.Нас, белорусов, по-другому называют «бульбаші», как вы думаете, почему? («бульба» по-белорусски картошка). У нас в стране выращивают очень много «бульбы». Она пришлась по душе белорусам ещё с давних-давних времён и заняла одно из центральных мест в национальной кухне. Во времена войн и голода наша бульба часто спасала людей, сохраняла им жизнь. И по сей день этот овощ находится на лидирующих позициях в сельском хозяйстве. Посмотрите на картинку с контуром Беларуси и нарисованными на ней блюдами национальной кухни. Что вы ещё можете назвать? Приклеим картинку и соединим широкой голубой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «национальная кухня». Это будет пятый маршрут.
6 ветвь, оранжевая – «Национальная культура: ремёсла»
- Наша страна славится тем, что сохранила своё культурное наследие, свои белорусские ремёсла, народные промыслы. Такие необычные, которых нет в других странах, которые были ещё давным-давно на нашей земле. Посмотрите на эту картинку с контуром Беларуси, на ней есть изображение креста Серафимы Полоцкой, театр батлейка, слуцкие пояса, сундуки с декоративной росписью, ручники, изделия из соломки, глиняная посуда. Приклеим картинку «культура» и соединим широкой оранжевой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «национальная культура». Это будет шестой маршрут.
7 ветвь, бирюзовая – «Национальные праздники»
- У каждого государства есть свои значимые события, которые происходили в истории государства. Называются они праздники. Какие праздники вы знаете? (перечисляют). Давайте обозначим их вот такими картинками: есть государственные праздники (картинка с символами государства); общереспубликанские праздники (картинка с фрагментом календаря); народные праздники (картинка «кола святаў»). Проведём широкую бирюзовую дорожку от центра «карты памяти», нарисуем точку, напишем на дорожке слово «национальные праздники». Это будет седьмой маршрут.
8 ветвь, салатовая – «Природа»
- Ребята, а почему нашу страну называют краем лесов, рек и озёр? Правильно, у нас в Беларуси очень красивая природа, чистый воздух. Возьмём картинку с контуром Беларуси. Что вы на ней видите? (растения и животные). Правильно, очень разнообразен животный и растительный мир страны. Приклеим картинку и соединим широкой салатовой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «природа». Это будет восьмой маршрут.
9 ветвь, коричневая – «Предприятия»
- В Беларуси много организаций по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники. Посмотрите на эту картинку с контуром Беларуси, на ней изображены места, где у нас в стране всё это производят. Какую бытовую технику белорусского производства вы знаете? (холодильники, морозильники, стиральные машины, микроволновки, газовые и электрические плиты, светильники). Ещё в Беларуси изготавливают компьютеры, грузовые автомобили, трактора, сельскохозяйственные машины. Приклеим картинку «предприятия» и соединим широкой коричневой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «предприятия». Это будет девятый маршрут.
10 ветвь, синяя – «Достопримечательности»
- Скажите, раз к нам приезжает много туристов, гостей, то в нашей стране должны быть ещё и какие-то особые достопримечательности, так? Посмотрите на картинку (контур Беларуси с замками, театрами, музеями и т.д.). В каждой области Беларуси есть свои достопримечательности: замки, театры, музеи. Приклеим картинку и соединим широкой синей дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «достопримечательности». Это будет десятый маршрут.
11 ветвь, фиолетовая – «Объекты Великой Отечественной войны»
- Мы – белорусы, помним свою историю, помним события далёких-далёких лет, когда нашим людям приходилось защищать свою родину от врагов. О той далёкой Великой Отечественной войне с фашистами напоминают нам памятники. Посмотрите на картинку с контуром Беларуси. На ней значками отмечены мемориальные комплексы в каждой области Беларуси, которые посвящены событиям войны. Приклеим картинку и соединим широкой фиолетовой дорожкой от центра «карты памяти», напишем на дорожке слово «объекты Великой Отечественной войны». Это будет десятый маршрут.
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:ДОПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ-ВЕТВЕЙ
2 ветвь, зелёная – «Символы: природные»
- На второй дорожке про что мы с вами говорили? (про государственные символы: герб, флаг, гимн). Давайте допишем на дорожке слово «государственные». А кроме государственных символов Республики Беларусь, какие ещё есть символы нашей страны? (природные). Правильно, перечислите, какие вы знаете природные символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лён, клевер). Отберите картинки с этими природными символами. Какие из них есть на изображении государственного герба? (лён, клевер). Молодцы! А может быть вы знаете и что они обозначают? (слушаем варианты детей).
Аист-бусел – символ Беларуси ещё с тех времен, когда наши предки верили в разных богов. Они думали, что после смерти душа человека переселяется в аиста и улетает у «вырай» – неизведанный край. По весне ждали возвращения птиц, продолжения жизненного цикла природы и людей. Белорусы считали аистов предвестниками счастья и благополучия, связывали с ними надежды на пополнение в семье. С давних пор жители деревень сооружают специальные платформы на крышах домов или столбах, чтобы птицам было удобнее гнездиться. Для нас аист – птица-покровитель народа, чистого душой, искреннего верой и добром. В народном фольклоре и классической литературе белые крылья аистов защищают нашу землю от злых сил. Белорусы никогда не были агрессорами-завоевателями, не развязывали войн и не устраивали гонений. Веротерпимость, умение понять других людей – отличительные черты нашего национального характера. Про Беларусь говорят «земля под белыми крылами».
Наша страна занимает первое место в мире по количеству вольно живущих зубров. Больше всего их обитает в Беловежской пуще. Это красивое могучее животное, совершенно невраждебное, однако, если его стаду будет угрожать опасность, оно вступит на его защиту. Это в полной мере соответствует и нашему национальному характеру: белорусы – не агрессивный народ, но способны постоять за себя и свою независимость.
Вечнозеленая сосна - это символ бессмертия и жизненной силы, а также храбрости, решимости и удачи.
Скромный василек, или по-белорусски «валошка», не претендует на то, чтобы быть королём среди цветов: так и белорусы – трудолюбивые, дружелюбные и гостеприимные люди, которые не привыкли выпячивать себя. Этот цветок, символ преданности и надёжности.
Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка.
Приклеим картинки природных символов и соединим узкой зелёной дорожкой, напишем слово «природные».
3 ветвь, жёлтая – «Области: герб Кобрина»
- Мы уже говорили, что наша страна делится на 6-ть областей, что есть столица Беларуси, это город…? (Минск). Напомните, в какой области живём мы с вами? (Брестской). Да, мы живём с вами в Брестской области. А как называется наш город? (Кобрин). У нашего города есть свой герб и флаг? Что на нём изображено? (в левом верхнем углу изображена святая Анна, взор которой обращён к Богородице с младенцем). Приклеим картинку с гербом Кобрина и соединим узкой жёлтой дорожкой от широкой дорожки, напишем слово «герб Кобрина». На герб какого города похож герб Кобрина? (на герб столицы Беларуси – города Минска). Кто изображён на гербе Минска? (ответы детей). Сюжет называется «Вознесение Богородицы» и отображает знаменитую сцену, повествующую о том, как Дева Мария (мать Иисуса Христа), после своей смерти вознеслась на небо, и попала в рай. На этом пути её сопровождали ангелы и херувимы.
4 ветвь, розовая – «Национальная одежда: кобринская»
- Давайте перейдём к четвёртой дорожке. Здесь у нас национальная одежда. Рассмотрим картинку с национальным костюмом Кобринского района. Што ўваходзіла ў камплект жаночага адзення?(кашуля-рубашка, спадніца-юбка, фартух, намітка-головной убор). Што ўваходзіла ў камплект мужчынскага адзення? (кашуля-рубашка, нагавіцы-штаны, пояс, камізэлька-жилетка, брыль-шляпа). Абуткам былі лыкавыя лапці, а на святы – скураныя боты. Приклеим картинку и соединим узкой розовой дорожкой, напишем слово «кобринская».
5 ветвь, голубая – «Национальная кухня: кобринская»
- На этой дорожке мы с вами говорили о чём? (о белорусской национальной кухне). Особенные блюда в старину, да и сейчас готовили на Кобринщине. Посмотрите на картинки, может вы назовёте, что это за «бабуліны прысмакі»? (бабка, дранікі, зацірка, крупенік, збіцень, кісель аўсяны). Приклеим картинки и соединим узкой голубой дорожкой от широкой, напишем на дорожке слово «кобринская».
6 ветвь, оранжевая – «Национальная культура: кобринские ремёсла»
- Белорусское народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Издавно на Кобринщине жыли трудолюбивые, стрательные люди, которые любили мастерить. Посмотрите на картинки с ремёслами нашего края, знаете их? (резьба по дереву, гончарство, ткачество, соломоплетение, вышивка). Резьба по дереву – самый старинный способ украшения изделий из дерева. Вышивка – это орнамент, выполненный иголками на тканях. В давние времена вышивание было обычным ежедневым занятием женщин. Приклеим картинки и соединим узкой оранжевой дорожкой, напишем на дорожке слово «кобринские».
7 ветвь, бирюзовая – «Национальные праздники: государственные, общереспубликанские, народные»
- Давайте рассмотрим вот эти картинки и вместе рассортируем, какие праздники будут относиться к государственным (День Конституции; День единения народов Беларуси и России; День Государственного герба, Государственного флага и Государственного гимна Республики Беларусь - праздник посвящен главным символам страны, которые воплощают идеи национального единства и являются важнейшими атрибутами суверенитета и независимости Беларуси; День Победы; День Независимости - в Беларуси День Независимости – главный государственный праздник. Он отмечается летом – в день освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков. Главное мероприятие праздника – торжественный парад, который напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси), какие к общереспубликанским (День защитников Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда, День отца), какие к народным (Коляды, Масленица, Гуканне весны, Купалье). Проведём узкие бирюзовые дорожки и напишем на дорожках слова «государственные, общереспубликанские, народные», наклеим картинки.
8 ветвь, салатовая – «Природа: охраняемые природные территории; кобринские»
- Ребята, очень разнообразен животный и растительный мир нашей страны. Посмотрите на картинку, как вы думаете, что на ней изображено? (растения и животные, занесённые в Красную книгу). В Беларуси есть особо охраняемые природные территории: национальные парки, заповедники, заказники. Где под охраной нашего государства находятся растения и животные, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь, которые находятся на грани исчезновения. Приклеим картинку и соединим узкой салатовой дорожкой напишем на дорожке слово «охраняемые природные территории». А в Кобринском районе есть такие особо охраняемые места? (ответы детей). У нас очень красивый Кобринский парк республиканского значения имени Суворова с редкими деревьями и кустарниками; республиканский заказник «Званец», биологический заказник «Дивин – Великий Лес». Приклеим картинки и соединим узкой салатовой дорожкой напишем на дорожке слово «кобринские».
9 ветвь, коричневая – «Предприятия: кобринские»
- На этой дорожке, мы с вами говорили, что в Беларуси много организаций. Что производят в Беларуси? (одежду, обувь, мебель, бытовую технику, машины). А какие предприятия есть у нас в Кобрине? (фабрика игрушек «Полесье», Кобринский маслодельно-сыродельный завод). Приклеим картинки и соединим узкой коричневой дорожкой, напишем слово «кобринские».
10 ветвь, синяя – «Достопримечательности: минские, кобринские»
- В каждой области Беларуси есть свои достопримечательности: замки, театры, музеи. А какие достопримечательности есть в нашей столице – городе Минске? Посмотрите на картинки, это Минский государственный большой театр оперы и балета, Троицкое предместье, Национальная библиотека, Дворец Республики. Приклеим картинки и соединим узкой синей дорожкой, напишем на дорожке слово «минские».
А вот картинки с достопримечательностями нашего города Кобрина. Что это? (скульптурная композиция русскому князю Владимиру и княгине Ольге (первое письменное упоминание о Кобрине связано с ними); дом-музей Суворова (памятник архитектуры); памятник русским солдатам в войне с французами 1812г (историко-культурные ценности Республики Беларусь); страусиная ферма). Приклеим их, соединим узкой синей дорожкой, напишем на дорожке слово «кобринские».
11 ветвь, фиолетовая – «Объекты Великой Отечественной войны: основные республиканские; кобринские»
- Много есть скульптурно-архитектурных объектов, сооружений, возведённых на территории нашей страны и посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (мемориальный комплекс «Брестская крепость-горой», монумент Победы и мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске, мемориальный комплекс «Хатынь). Приклеим картинки, соединим узкой фиолетовой дорожкой и напишем слово «основные».
А это картинки с памятники войны в городе Кобрине, каким событиям они посвящены? (выслушиваем ответы детей). Памятник героям-танкистам установлен в память о событиях первых дней войны. Когда в разных местах Кобринского района, в том числе вдоль канала Боны, части танковой дивизии под командованием генерала Пуганова вели упорные бои с превосходящими силами фашистской танковой армии. Памятник в честь 40 летия Победы в Великой Отечественной войны в сквере имени Морозова, где проходят все торжественные мероприятия города. Памятник и братские могилы в сквере имени Пуганова, тут похоронены участники войны. Приклеим картинки, соединим узкой фиолетовой дорожкой и напишем слово «кобринские».
ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
«Прочтение» интеллект–карты:
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте.
3. Составление предложений по каждой «линии-ветке».
4. Воспроизведение рассказа по интеллект-карте.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Самое главное в любой работе с детьми, в том числе, и с интеллект-картой то, что искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребёнка, и не стоит скрывать, если и вы сами что-то узнали или осмыслили впервые.
Кроме этого:
- задавайте больше вопросов;
- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
- беседуйте по карте;
- составляйте рассказы;
- добавляйте и усложняйте карту в соответствии с возрастом детей, экспериментируйте, и у вас всё получится.
Готовые интеллект-карты можно разместить во входном помещении для родителей и родительском чате, чтобы они познакомились с результатами детского творчества. Дети по желанию комментируют свою работу.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДОСТИГАЕТСЯ:
- наглядностью: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.
раскрыть » / « свернуть