С подушкой на спине. Ребенок наклоняется вперед. Вы кладете ему на спину маленькую подушку. Разведя руки в стороны и подняв голову, он начинает ходить по комнате. Это упражнение можно проводить и в виде состязания. Побеждает тот, кто не дает подушке упасть со спины.
На лодке. Два ребенка садятся на пол лицом друг к другу и выдвигают ноги. Ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого. Затем дети наклоняются и крепко берутся за руки. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, который, оказывая товарищу небольшое сопротивление, постепенно наклоняется вперед. Вслед за этим он начинает тянуть первого, который, в свою очередь, оказывает ему сопротивление. Они похожи на двух гребущих с большим усилием спортсменов.
Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы
Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.
Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики.
Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или на табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. Так следует повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.
Танец на канате. Начертите на полу мелом линию. Пусть ребенок попробует пройти по этой линии, удержав равновесие (руки разведены в стороны). Ребенок может делать вид, что танцует на проволоке. Одну ступню надо ставить вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, а то «можно упасть вниз»!
Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.
Восхождение по доске. Без помощи рук ребенок поднимается или спускается по наклонной доске. Идти надо выпрямившись, мелкими шажками. Затем поставьте доску еще круче — начинается восхождение на «высокую гору». Если ребенок очень ловкий, пусть попытается подняться вперед спиной. Если у вас нет доски, используйте для этого упражнения гладильную доску или скамейку.
Восхождение по доске на коленях. Можно совершать восхождение по наклонной доске на коленях, держась обеими руками за ее края, подняв голову и глядя прям» перед собой. Когда ребенок «достигнет» вершины, то перевернется и скатится вниз, сидя или лежа на спине. Затем можно поставить доску еще круче.
Восхождение по доске ползком. Ребенок ложится на наклонную доску и, крепко обхватив ее двумя руками, начинает ползти вверх, подняв голову и глядя все время на «высокую гору». Не меняя положения, опускается вниз. Когда «гора» станет крутой, то можно съезжать вниз.
Примерный перечень общеразвивающих упражнений для занятий с детьми дома
- Круговые движения руками.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет «раз, два, три, четыре» дети поднимают руки вверх, в стороны, вниз. Руки не рекомендуется заводить назад дальше ушных раковин. В руках могут быть самые разные предметы (флажки, звучащие погремушки, мягкие игрушки и др.).
Дома можно заменить это упражнение совместным сгибанием-разгибанием рук типа «бокс». Повторить 8—10 раз.
- Подползание под скамью или другие поверхности.
И.п.: стоя на четвереньках.
При выполнении данного задания работают мышцы спины, позвоночника, рук, ног. Важно, чтобы высота поверхности, под которую подлезает ребенок, не превышала 35—40 см (чтобы проходила голова).
После этого упражнения полезно встать на ноги, выпрямиться (можно ударить по мячу, который держит взрослый, позвонить в колокольчик, перекинуть мяч через сетку и т. п.).
- Упражнение для укрепления мышечного и связочного аппарата стопы.
Можно использовать любые предметы и ситуации, где речь идет о тренировке мышц стоп. Прежде всего, это ходьба ребенка босиком по песку (по гравию), по траве и т.д., по ворсистой поверхности, собирание ногами пуговиц, катание мяча, сидя на стуле, и т. д.
- Разгибание головы в положении на весу.
И.п..: уложите ребенка на стол на живот, ногами к себе, голова близко к краю стола.
Примечание. Это упражнение можно делать на гимнастической скамейке.
Зафиксируйте ноги ребенка как для положения пловца и продвиньте к краю стола так, чтобы грудная клетка выступала над краем стола.
В этом положении для сохранения равновесия ребенок отклоняет назад голову, плечевой пояс и руки.
Упражнение активное. Выполняется 1 раз. Работают межлопаточные мышцы.
Примечание. Этим упражнением можно проверить эффективность своих занятий по времени, в течение которого ребенок может пробыть в таком положении. Нарастание времени в минутах будет свидетельствовать о силе мышц спины.
- Приседание, держась за гимнастическую палку.
Дети берутся руками за гимнастическую палку, которую держит взрослый. На счет «раз» все приподнимаются на носки, держась за палку вытянутыми руками; на счет «два» все приседают (вместе с воспитателем, который опускает палку на пол). Это упражнение легче и интереснее выполнять, если воспитатель стоит внутри обруча (и с помощью обруча руководит детьми), а дети снаружи держатся за обруч.
Дома взрослый может выполнять это упражнение вдвоем с ребенком.
Повторить 6—12 раз, ориентируясь на поведение ребенка.
- Поднятие ног до гимнастической палки.
I вариант. И.п.: дети лежат на спине, руки за головой (лучше зафиксировать их общей гимнастической палкой или держаться за гимнастическую скамейку, которая стоит за головой у детей). Воспитатель кладет гимнастическую палку к вытянутым ногам детей, предлагая им «уцепиться» стопами за палку. На счет
«раз» дети поднимают прямые ноги вместе с палкой, на счет «два» опускают. Работают передние мышцы бедра и брюшной пресс.
II вариант. И.п.: то же. Воспитатель держит палку на расстоянии вытянутых прямых ног детей и предлагает им достать ее (так же на счет «раз» и «два»).
Дома это упражнение можно усложнить: ребенка кладут на край стола так, чтобы ноги висели в воздухе, и предлагают поднимать и опускать ноги, так же на счет «раз» и «два» или «вверх» и «вниз». Нагрузка на мышцы живота в этом случае больше.
- Ходьба по дорожке шириной 15—10—5 см вдоль палки или веревки.
Это упражнение для воспитания правильной ходьбы, т. е. для формирования свода стопы и правильной осанки. Основное условие для его выполнения — параллельное положение стоп (так, чтобы линия опоры проходила через пятку или второй палец).
В этом упражнении работают все мышцы, формируется осанка, воспитывается равновесие. Для воспитания равновесия можно учить детей ходить по узкой дорожке на определенной высоте (гимнастическая скамья, стесанное бревно и т. п.). Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире, и наоборот.
- Перешагивание через ряд препятствий.
И.п..: стоя. Препятствия в виде гимнастической стремянки или отдельных кубиков должны находиться на расстоянии 40 см. Детям предлагается перешагивать через препятствия чередующимся шагом. При выполнении этого упражнения не только воспитывается координация движений, но и проверяется сила мышц.
- Присаживание из положения на спине, держась за гимнастическую палку.
Дети лежат на спине. Воспитатель предлагает им взяться за гимнастическую палку, а затем на счет «раз» перейти в положение сидя, держась за палку. При этом работают мышцы-сгибатели рук и мышцы живота. На счет «два» дети переходят из положения сидя в положение лежа. При этом работают мышцы рук и спины.
Если мышцы-сгибатели рук слабы, то дети не смогут выполнить это упражнение.
- Присаживание с фиксацией стоп.
Ребенок лежит на спине (на столе или гимнастической скамье). Взрослый фиксирует ноги ребенка в нижней части голени и предлагает сесть. Работают мышцы брюшного пресса.
Если дети выполняют это упражнение коллективно, то можно предложить им садиться и ложиться с фиксированными ногами (ноги можно «подсунуть» под гимнастическую скамью).
- Ходьба по ребристой поверхности.
Это упражнение для профилактики и исправления плоскостопия в детском саду может выполняться на ребристой доске, дома — на массажных ковриках, резиновых ковриках для ног и других ребристых, пушистых и неровных предметах.
- Сгибание и разгибание рук. «Бокс».
Двое детей (или взрослый с ребенком, если это происходит дома) стоят на полу лицом друг к другу (взрослый может сесть на табурет). Руками берутся за кольца с двух сторон. Затем сгибают и разгибают руки попеременно, т. е. при сгибании одной руки другая разгибается. Упражнение активное. Работают мышцы сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.
Упражнение можно выполнять с группой детей, которые сидят на скамейке и руками держатся за палки. Взрослый сидит напротив лицом к детям, держась с одной стороны за концы тех же палок. В этом случае, помимо укрепления мышц плечевого пояса, воспитывается еще умение координировать свои движения.
- Напряженное прогибание позвоночника.
Дети лежат на животе на полу ногами к взрослому. Взрослый предлагает детям взяться за гимнастическую палку, которую он подносит сзади на уровне ягодиц детей. Выполняя упражнение, дети поднимают голову и плечевой пояс. Руки при этом вытянуты и раздвинуты на ширину плеч, что ведет к сближению лопаток.
раскрыть » / « свернуть