Помимо этого гаджеты притупляют умение думать и решать какие-то проблемы самостоятельно. Ничего не нужно держать в голове, кроме информации, как пользоваться гаджетом. Единственное, что отлично вырабатывается, — это быстрота реакции.
На сегодняшний день различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.
Порой говорят, что "сейчас другое время и дети другие". Но как бы ни было, мозг всё также нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление, воображение, речь, моторика. Частично проблема в том, что на экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю сфокусироваться и осмыслить информацию. Ребенок становится информативно "всеядным", а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что ему трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным. Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не тренировано, мышление не развивается.
Есть книга Пацлафа Райнера «Застывший взгляд», она о развитии психики ребенка. Один из моментов, который в ней описывается, это познание ребенком кота. Ребенок через экран видит кота, он знает, что это кот, но, тем не менее, видит только его изображение. Не знает, какой он пушистый, какой ласковый, как мурлычит, когда засыпает, малыш не может посадить кота себе на колени — он всего этого лишен. У ребенка лишь застывший взгляд на этого кота. Гаджеты меняют вкус жизни, она становится просто потоком информации, которой сегодня напичканы и взрослые, и дети. Образованность не заключается в потоке информации, которую сегодня поглощает человек. Образованность заключается в умении ее анализировать, использовать и делать выводы.
На сегодняшний день многие задаются вопросом: «Сейчас вынуждены в каждом детском саду открывать логопедические пункты, потому что дети стали очень плохо говорить. Как вы считаете, откуда это?». А ведь все элементарно: компьютеры, планшеты, телефоны — дети поглощают скоростную информацию, а опыта и практики в разговорной речи гораздо меньше.
Порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к зависимости от гаджета, знакомя своих детей с девайсами, в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. Причин, по которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая – занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает. Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает исключительно гаджетами", не умеет самостоятельно играть.
Как правило, самый популярный метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то необходимо подумать о том, что дать взамен. Нельзя у ребенка забрать удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на скейте, фотография или слайды из фотографий. В борьбе с гаджетами главное оружие – это родительская мудрость.
Хорошее семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Даже основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон. Что страшного – выпустить из рук на вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром? Важно начать с себя и подумать, какой пример мы показываем своим детям.
Как же правильно использовать электронные устройства?
1. Многие специалисты считают что, дети не должны использовать смартфоны до возраста трех лет. Потом можно постепенно знакомить с ними ребенка.
2. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в общей сложности от 5 до 15 минут в день. Пяти - шестилетнему дошкольнику не повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам временные границы можно расширить от часа до полутора. При этом необходимо совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать время.
3. Отложить телефон нужно в момент разговора с родителями, во время еды, выполнения домашних заданий. Иначе ребенок разучиться взаимодействовать с окружающими.
4. За час до сна нужно отказаться от использования гаджетов. Мозг ребенка обрабатывает полученную информацию чуть по другому чем мозг взрослого, что может привести к проблемам со сном. Многие игры вызывают бурные эмоции, ребенок переживает, возникает стресс. Важно, время перед сном посвятить спокойным играм, чтению.
5. Не забывайте о живом общении с ребенком. Ребенок должен играть и общаться с родителями и сверстниками, а электронные устройства не заменят такого общения!
6. Показывайте личный пример. Не сидите сутками за компьютером или смартфоном.
7. Будьте ближе к ребенку. Можно поиграть в компьютерные игры вместе. Это даст возможность установить дружеский контакт, и контролировать время проведенное за компьютером.
8. Родителю не стоит резко прерывать просмотр мультфильма или игру ребёнка, необходимо заранее предупредить: «ты посмотришь только 1 мультик», «когда серия закончится мы выключим», «ты можешь поиграть 15 минут» (более старшему ребёнку).
Эти простые советы помогут вам избежать проблем в будущем. Важно также помнить, что когда у ребенка есть другие увлечения: посещение секций, кружков, занятий которые нравятся ребенку, то зависимость от электронных устройств не возникнет. Если же родители не хотят уделять ребенку время, заменяют живое с ним общение гаджетами, то надо быть готовыми к тому что со временем ему может понадобиться психологическая помощь.
«Нужно осознать, что зависимость детей от гаджетов — это не проблема детей, это проблема родителей. Ребенок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали мама и папа. И если нет коммуникации с родителями, он заменяет ее на «общение с гаджетом».
Дорогие мамы и папы, помните, что никакой, даже самый уникальный гаджет не заменит вашего общения с ребенком. Вы и только вы можете дать ему то, что превратит его в умного, интересующегося, самодостаточного человека! А гаджеты пусть вам в этом только немного помогут.
раскрыть » / « свернуть