Ответы на часто поступающие вопросы родителей
(законных представителей воспитанников).
Образовательный процесс в старших группах (как и во всех остальных) организуется в соответствии с учебной программой дошкольного образования и образовательным стандартом дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь (с 1 сентября обновлённые варианты, в связи со вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании). Для их выполнения изданы (которыми мы и пользуемся в учреждении) учебные методические и учебные наглядные пособия серии "Мои первые уроки" (индивидуальные тетради для детей на занятиях), учебные наглядные демонстрационные пособия. В учебных методических пособиях для воспитателей представлены конспекты разработанных занятий. Поэтому, всё, что изложено в учебной программе дошкольного образования реализуется при помощи учебно-методического комплекса "Мои первые уроки". Требовать от педагогов что-то сверх учебной программы является не правомерным (статья 143, пункт 7 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Критерии оценки готовности детей к школе можно посмотреть на странице педагога-психолога
ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2022г
Элементарная учебная деятельность
- Формирование адаптации и привычки к регламентированной активности, нормам поведения с помощью саморегуляции в условиях организованной деятельности.
- Знакомство со способами решения задач (способ пробы и ошибки, репродуктивный, обобщенный способ решения группы задач), различными типами ориентировки в материале (показ образца и способа, только образца).
- Организация самостоятельной поисковой активности, ориентировочной деятельности, интерактивного взаимодействия.
- Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов, первоначальных навыков понимания и осознания учебной информации, решения задач в уме.
- Развитие высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Элементарные математические представления»
Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
развивать: произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени; способствовать проявлению предпосылок математических способностей; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;
формировать представления: о количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год); четырехугольниках; величине; умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–3 признакам; основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели);
обучать способам: образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10); узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=», «>»); измерения величины с помощью условной мерки; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем); различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток;
воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений; проявление усилий, волевой регуляции процесса познания, терпеливости, аккуратности; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.
Количество и счет
Формировать представления: о (об) способах образования чисел (в пределах 10); составе числа из единиц (в пределах 5), из двух меньших чисел (в пределах 10); структуре и образе цифры, математических знаках «>», «<», «=»; отношениях между частью и целым; умение устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10);
Величина. Знакомить с целью и правилами измерительной деятельности.
Формировать: понятие «мерка»; умение измерять величины линейных протяженностей, объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Развивать: умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5–10 элементов, определять отношения по величине между предметами, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения по одному-двум параметрам величины одновременно между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке; способность сравнивать, различать предметы или их изображения по одному-двум признакам величины одновременно практическими приемами наложения, приложения, с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера.
Геометрические фигуры и форма предметов
Формировать представление: о разновидностях плоских и объемных геометрических фигур; четырехугольнике.
Формировать (развивать) умения: осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус и др.): рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ, называние (например, Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма елки (барабана, глобуса и др.)), сравнение, группировка и классификация по 1–3 признакам (по цвету, форме и величине одновременно); определять форму предметов и их изображений, обозначать их с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Пространство
Формировать (развивать) умения: определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками пространственные направления «от ... к ...»; определять последовательность расположения объектов друг за другом слева направо и справа налево; переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно простым планам, находя место предмета по схеме; определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон; ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении.
Время
Формировать представления: о днях недели, их последовательности и включенности во временной отрезок «неделя»; месяцах года, их последовательности и включенности во временные отрезки «пора (время) года», «год»; количественных отношениях между временными отрезками: дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год;
Развивать умение определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом», «было – есть – будет», «раньше – позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область "Развитие речи и культуры речевого общения"
Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.
Задачи: развивать: активное речевое общение в совместных играх, других видах деятельности; словесное творчество; формировать: элементарное осознание языковой и речевой действительности; умения связной, грамматически правильной и чистой диалогической и монологической речи; воспитывать: ценностное отношение к богатству белорусского и русского языков, желание говорить правильно, культуру речевого общения.
Речевое общение
Развивать умения: различать формы речевого этикета при приветствии, прощании, знакомстве, обращении с просьбой, при выражении благодарности; самостоятельно использовать освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми: задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать о деятельности и событиях их жизни, проявлять интерес к речи как особому объекту познания; выполнять основные правила речевого этикета при приветствии, прощании, знакомстве, обращении с просьбой, при выражении благодарности; обсуждать проблемы взаимоотношений, давать аргументированные оценки поступкам людей.
Словарь
Формировать (развивать) умения: самостоятельно использовать в речи слова, обозначающие названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; подбирать слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т.п.); образовывать видовые и родовые понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты); осуществлять их дифференциацию (тарелка глубокая и мелкая; транспорт – наземный, подземный, воздушный, водный; одежда – зимняя, летняя, демисезонная; посуда – кухонная, столовая, чайная); отражать в речи представления о значении (смысле) слова (шепотом – тихо говорить, на цыпочках – тихо идти), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением; понимать некоторые отношения между словами: антонимии (свежий хлеб – черствый хлеб; свежая рубашка – грязная, мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб – мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка – чистая рубашка), многозначности (острый нож, острый язык, острая горчица); проявлять интерес к значению слова, особенно мотивированного (вьюнок – вьется, голубика – голубая, гвоздика похожа на гвоздик); понимать доступные фразеологизмы (спустя рукава, из пустого в порожнее); образные выражения в загадках; различать похожие по смыслу слова (синонимы), противоположные по смыслу (антонимы), оттенки значений слов, многозначные слова.
Грамматический строй речи
Формировать умения: изменять слова различных частей речи, согласовывать их между собой; образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий – тише, красивый – красивее); изменять значения слов с помощью суффиксов (слон – слоник, красный – красноватый, злой – злющий); использовать в речи трудные грамматические формы: несклоняемые имена существительные (радио, кофе, кенгуру); слова, имеющие только множественное число или только единственное (ножницы, очки, небо), имена существительные в форме родительного падежа, множественного числа (носков, чулок, ботинок, тапочек); глаголы (одеть, надеть); образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов; имена существительные, имена прилагательные, глаголы, используя суффиксы (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставки (забежал, перебежал, убежал; подснежник, подосиновик); сложные слова из двух простых (белый лоб – белолобый); выбирать словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель); подбирать однокоренные слова (снег, снежинка, снеговик); использовать разные слова и их формы для называния одних и тех же объектов (заяц – зайчик, заинька, попрыгун, длинноухий); использовать в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью), употреблять синонимические синтаксические конструкции (В корзинке лежит резиновый мяч. В корзинке лежит мяч из резины. Я вижу резиновый мяч в корзине); различать однокоренные слова (дождь, дождинка, дождик, дождевик). Воспитывать у детей осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.
Звуковая культура речи
Формировать: интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла); элементарному осознанию особенностей своего произношения, оценке своей речи и ее совершенствованию. представление о слоговом строении слова, словесном составе предложения.
Формировать (развивать) умения: использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, логическую паузу и логическое ударение; чисто и правильно произносить все звуки родного языка; дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки (свистящие, сонорные, шипящие: [с] – [с’], [з] – [з’], [с] – [ш], [з] – [ж], [л] – [р], [л’] – [р’]; твердые и мягкие: [р] – [р’], [л] – [л’], [с] – [с’] и т.д.; звонкие и глухие: [д] – [т], [б] – [п] и т.д.); подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова; различать, сравнивать, анализировать: громкость голоса, темп речи, интонацию; простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове; гласные и согласные звуки.
Связная речь
Формировать (развивать) умения: самостоятельно инициировать общение, вести разговор, ориентируясь на его задачу, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос и кратко или распространенно отвечать на него; связно и последовательно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы), используя форму прямой и косвенной речи, выразительно передавать диалоги действующих лиц, пересказывать произведения по ролям, по частям; определять и воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке, предметной и сюжетной картинке; в описаниях предметов, явлений природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать имена прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, серии картин; строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка; в повествовании отражать жанровые особенности произведения (сказка или рассказ); использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи в процессе свободного общения, совместных игр; создавать разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, по плану воспитателя дошкольного образования, по модели.
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»
Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.
Задачи: развивать: ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; фонематический слух; формировать: представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова); сравнивать звуки в похоже звучащих словах; графические умения (готовить руку дошкольника к письму); воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.
Слово, его значение. Формировать представление о том, что слово имеет значение (смысл); интерес к значению слова.
Словесный анализ предложения Формировать: представление о предложении: предложение состоит из слов; умение с помощью взрослого и самостоятельно членить на слова предложения из двух-трех слов, определять последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов.
Слоговой анализ слова Формировать: представление о слоге как части слова; умение делить слово на слоги, определять их количество и последовательность в слове; элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (мышка – камыш) или к образованию бессмыслицы; представления о способах выделения ударного слога в слове, словоразличительной роли ударения (за’мки – замки’).
Звуковой анализ слова. Формировать: умение определять последовательность звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес); представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.
Подготовка руки к письму
Цель: формирование графических умений, развитие изобразительного творчества.
Задачи: способствовать овладению воспитанниками графическими средствами и способами изобразительной деятельности; совершенствовать технику рисования; содействовать самовыражению ребенка посредством изобразительной деятельности.
Простые линии. Формировать (развивать) умения: держать карандаш (ручку или фломастер), свободно, легко производить им движения в различных направлениях, совершать равномерное движение руки под контролем зрения, регулировать силу нажима на карандаш или фломастер, проводить линии неотрывным способом; выполнять правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3–0,5 см); рисовать изображения, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы, тренировать руку в проведении параллельных линий при самостоятельном определении направления линий и соответствующего им движения руки (сверху вниз, слева направо).
Сложные линии. Содействовать накоплению графического опыта. Формировать (развивать) умения: использовать линии более сложной конфигурации, воспроизводить узоры по клеточкам, самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков; плавного, равномерного чередования и изменения движений руки под контролем зрения; закрашивать и штриховать, не выходя за контур изображения, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию; ориентироваться в пространстве, точно подсчитывать клеточки, следовать заданному пространственному расположению, определять расстояния между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.
Рисунки и узоры. Развивать умения: располагать графические элементы на плоскости, правильно определять направления линий и движения руки, передавать конфигурацию элементов узора с учетом ритма, симметрии; использовать графические элементы разной сложности: образные, конкретные изображения и условные (использование точек, штрихов, графем), комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.
раскрыть » / « свернуть