Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Положение о пункте коррекционно-развивающего обучения (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131, с изменениями от 12 октября 2012 г. № 121)

Специфика работы пункта коррекционно-развивающего обучения на базе учреждения дошкольного образования

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи на базе учреждения дошкольного образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающихся, осваивающим содержание учебной программы дошкольного образования, и имеющим стойкие или временные трудности в её освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на основании следующих документов:

  • заявления родителя (законного представителя) обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Для этого необходимо позвонить в ЦКРОиР и записаться на комиссию, или обратиться к учителю-дефектологу.

ЦКРОиР расположен по адресу: г.Кобрин, ул. Дзержинского, 53.
Тел. (01642) 4 46 86;  3 87 88 
Режим работы: 8.00 - 18.00, выходные: суббота, воскресенье.

Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи в пункте учреждения дошкольного образования

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–4 раза в неделю. Распределение обучающихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая. Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР. 

В ПКПП проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений;
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие связной речи, подразумевающее умение составлять предложения, рассказы, пересказывать тексты;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи;
  • развитие высших психических процессов.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых (групповых) занятиях, индивидуальных.

Одна из главных задач – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком, результаты обследования занесены в диагностические карты детей.

Виды групповых занятий, проводимых с детьми (в зависимости от речевого нарушения):

  1. По формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
  • по расширению и активизации словаря детей;
  • по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже и т.д.);
  • по употреблению предлогов в речи, формированию понимания их значения;
  • обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

2. По формированию произносительной стороны речи. На таких занятиях осуществляется развитие фонематических процессов (т.е. дети учатся различать звуки на слух).

Главное направление индивидуальной работы:

коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Работа в тетрадях

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны законными представителями (родителями) до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще родители будут заниматься с детьми, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача учителя-дефектолога – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, но если рекомендуемых занятий дома будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и учителя-дефектолога, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

Разделы сайта